История храма

cropped-фон.jpg

Николаевская церковь в селе Кудымкоре

Кудымкорское село, или Кудымкор, находится при впадении речки Кувы в реку Иньву. Название села Кудымкор, очевидно, не русское. Но истинного, точного значения сего слова не знают и самые жители – пермяки, и трудно найти его. По существующему понятию оно составилось из слов: кудым и собственно пермяцкого «Кэрес» крутой берег.

У жителей есть предание, что какой-то человек, называвшийся Кудымом, был первый житель настоящего села. Указывают даже место жительства его на крутом берегу речки Кувы. Впоследствии времени, другие жители, для отличия Кудыма от других жителей, стали называть его Кудым-кэрес, что значит по-русски Кдым горский, или Кудым, живущий на крутом берегу. Русские люди, для краткости речи, стали говорить просто: Кудым-кор. По свойству же русского языка, буква э заменилась буквою о, и вышло Кудымкор /Впрочем, можно находить и другие пермяцкие слова для объяснения названия Кудымкор.

Есть слово «Горт» — дом, «кэр» — бревно, «кар» — луб, «корь» — моль, язва, порча. Кудымгорт могло измениться в кудымкор по своеобычному обращению русских со всеми иностранными словами; названия Кудым-кэр, Кудым-кор, Кудым-корь могли быть даны Кудыму, как прозвища, выражавшие его свойства: Кудым бревно, Кудым луб, Кудым моль и проч./. Есть также пермяцкие слова: кудым-кор, кудымов город, кудым карт, кудымов двор. Во всяком разе, название села относится к первому насельнику сей местности – Кудыму.

Но когда образовалось самое село и выстроена здесь первая церковь, не известно. Несомненно только то, что село это древнее и первые прихожане Кудымкорской церкви были пермяки, обращенные в христианство. Хотя в Кудымкорском приходе и есть деревни, носящие названия чисто русские: Попова, Юрина, Мутовкина, в которых все говорят по-русски, но это следы древней колонизации по воле владельцев, и составляет исключение из общего наседения – вообще пермяцкого.

Основание же прихода с вероятностию можно отнести ко второй половине XVII века. В Кудымкорской церкви, как редкость, хранится расколотый колокол, на котором следующая надпись: «Anno 1647 Gloria Soli Deo». В 1715 году, по свидетельству очевидцев Воронцова, Вельяминова и Синявина, составлявших переписные книги князя Гагарина, было село Кудымкорское у речки Кувы, а в нем церковь деревянная во имя Николая чудотворца».

Штат составляли: священник, дьячок, пономарь и просвирня. Церковь эта существовала до начала нынешнего /19-го/ столетия. Она разобрана в 1805 году, по резолюции Преосвященного Иустина Епископа Пермского, и часть леса и внутренних построек из нее употреблена «на благопристойныя поделки» во вновь построенной церкви. – Старожилы уверяют, что эта деревянная церковь была уже не первая в Кудымкоре; они, по преданию, указывают и место, где существовала сия первая, доисторическая церковь.

Настоящая, каменная, трехпрестольная церковь заложена в 1796 году. В этом году поверенный Пермских вотчин и соляных промыслов и заводов графа Александра Сергеевича Строганова, Яков Бушуев, просил Преосвященного Лаврентия Епископа Вятского и Великопермского разрешить построение в селе Кудымкоре каменной церкви вместо деревянной и в прошении своем, между прочим, говорил, «что в селе Кудымкорском деревянная церковь, сознанная во имя святителя Николая чудотворца, от долговременного стояния весьма обветшала и к священнодействию впредь прочности не предвидится».

Строение каменной церкви тогда же и разрешено архипастырем. Первоначально она была двухпрестольная: во имя святителя Николая и мученицы Параскевы, но впоследствии (в 1812 г.) устроен был и третий придел во имя сорока мучеников Севастийских. Престол во имя св. мученицы Параскевы освящен в 1804 г. февраля 24 дня преосвященным Иустином, епископом Пермским и Екатеринбургским. Чрез два дня, т.е. 26 февраля, тем же преосвященным освящен и второй престол в храме Николая Мирликийского. Престол во имя св. сорока мучеников освящен в 1812 г. Об освящении первых двух престолов свидетельствуют надписи, сохранившиеся в алтарях сих храмов.

Замечательных священных предметов в сей церкви ни по древности, ни по ценности, нет. Впрочем, в теплом храме есть очень древнего письма икона святителя Николая. Образ сей перенесен сюда из последней деревянной церкви.

Прихожане села Кудымкорского все христиане православные, известные под названием пермяков. Все они говорят по-пермяцки, понимая, впрочем, и русский язык и изъясняясь на нем с пермяцким акцентом /по сознанию пермяков Кудымкорского прихода, русский язык легче для разговора. Потому, с вероятностию можно предполагать, что, по времени, русским языком заменится пермяцкий/.

Пермяки, как православные христиане, истины и таинства христианской религии принимают в простоте сердца. В них замечается особенная ревность творить поминовение по усопшим предкам. В дни поминовения усопших редкий домохозяин не сходит, если не к литургии, то, по крайней мере, к панихиде. Редкий из них не отслужит заупокойной литургии или панихиды по усопшим родителям во дни их преставления. В каждом доме в дни сии, кроме того, творится домашнее поминовение: полагают на стол разные яства, ставят свечу пред иконами и молятся, поминая умерших родственников.

Молебны служат преимущественно архангелу Михаилу, Крестителю Иоанну, святителю Николаю, св. мучен. Власию, Георгию Победоносцу, мученицам Екатерине и Параскеве. Кроме того, есть благочестивый обычай служить молебны с водосвятием в домах, дворах и гумнах. Эти молебны совершаются всегда почти в мясоястие, после Рождества Христова. В день служения молебна домохозяин созывает своих родных и знакомых и потому приготовляет посильное угощение, состоящее исключительно из мяса, в разных видах изготовленного. Причт церковный, совершающий служение в доме, поставляется в неотложную необходимость принять участие в хозяйской трапезе.

Кроме положенных Св. Церковию крестных ходов, в Кудымкорском приходе существует еще два крестных хода: в девятую по Пасхе пятницу и в 29 августа. Первый при многочисленном стечении народа, по случаю храмового праздника, совершается перед литургиею вокруг всего села. Второй бывает по литургии из села в часовню Юринскую, из которой образ Крестителя Господня приносится накануне в Кудымкорский храм. По литургии, в 29 число, образ сей сопровождается множеством народа, собирающегося в церковь, с крестами, хоругвями и церковными иконами. В часовне совершается малое освящение воды с молебном Крестителю Господню.

 

Священник Ипполит Словцов. Опыт описания некоторых церквей Соликамского уезда. Пермские Епархиальные Ведомости. 1876. № 2 неофициальный отдел. 49 – 52.

3 комментария

3 ответа на “История храма

  1. В Никольском соборе с 1891 по 1899 г. служил священномученик Иаков Шестаков.

  2. Добрый день. Нет ли у Вас сведений о Сапожникове Николае Ильиче, служившем в Преображенской церкви с.Усть-косьва в середине 19 века?

  3. Здравствуйте!
    Не могли бы Вы пояснить – сохранились ли в церковной ограде Кудымкарской Николаевской церкви могилки священников Николая Григориева Орлова и Сергия Василиева Лаврова, расстрелянных в Кудымкаре большевиками 28 августа 1918 г.?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *